?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 January 2010 @ 10:19 pm
Александр Костин. Исторические связи Пудожья и Каргополья  
История...
«История...» на Яндекс.Фотках


В последнее время жители Пудожского и Каргопольского районов стали ближе друг к другу благодаря постройке автомагистрали, связавшей обе территории. Стали развиваться добрососедские отношения, включая культурные, спортивные, экономические связи. В то же время практика показывает, что история наших отношений нуждается в систематизации и обобщении.

Не пропустить свадьбу на мосту!
«Не пропустить свадьбу на мосту!» на Яндекс.Фотках

Одного взгляда на карту Севера России достаточно, чтобы понять, почему именно по водным путям с древних времен шло освоение этого края. Только в нашем районе насчитывается более одной тысячи озёр, сотни рек и речушек, да и в Каргополье их достаточно. Еще в незапамятные времена был открыт водный путь в Заволочье, связавший восточное Обонежье и земли по р. Онеге. Возможно, это произошло в мезолите, что подтверждается сходством мезолитических культур бассейнов Водлы и Онеги. В неолите, как считает ряд карельских археологов, Восточное Обонежье и Поонежье представляли собой единое культурное пространство. Это доказывают археологические находки. Значит, уже в то время осуществлялись постоянные межродовые и межплеменные контакты, возможно через Кенский (Черевский) волок – р.Водла – р. Черева – оз. Волоцкое - р. Волошова – р.Поча – Кенозеро – р. Кена – р.Онега; и в меньшей степени – Кумбасозерский волок. В более поздние времена из-за Урала в Карелию проникли через те же волоки предки нынешних саамов и вепсов. Русские (новгородцы) появились в Пудожье , очевидно, в XI веке, а массовое переселение русских крестьян в бассейн Водлы произошло в XIV веке. Наконец, в XV в. здесь стали селиться выходцы с Белого озера и с Кенозера. Значение Кенского волока резко выросло после падения Новгорода, когда Москва установила высокие пошлины и прямые запреты на торговлю с Каргополем и другими северными территориями через вологодские торговые пути. Отсюда - оживление Кенского волока в конце XV в. Но вслед за этим наблюдается запустение данного пути и переход торговли на Кумбасозерский волок. По некоторым данным, эти волоки использовали также голландские купцы. Но всё же и в XVI в. Кенский волок активно использовался, что подтверждает «Писцовая книга Обонежской пятины» за 1563г: « Да в Водлозерском же погосте…на Мышьих Черевах волочек Кенский, а через тот волочек торговые люди из Новгородские земли ходят с товаром в Заволоцкую землю». В XVIII в. значение этих волоков резко упало, ибо Россия получила выход к Балтийскому морю. Речной путь Онего- Онега стал использоваться в основном для подвоза хлеба с каргопольской стороны в Выгорецию, а ещё позднее волоками пользовались только местные жители и водлозёры, продававшие рыбу в Кенозерье. Вот свидетельство писателя и этнографа И. С. Полякова: «После весеннего улова в Каргопольский уезд на ярмарки Ивановскую и Троицкую идёт до 40 лодок рыбы с Водлозера…» У него же: «Доставка рыбы в Каргопольский уезд на протяжении 100-150 верст обходится жителям весьма дорого. Они должны спустить лодки с грузом по Водле через 17 главных порогов, затем в вершинах реки Черевы, поднявшись против течения, около деревни Заволочье они оставляют свои лодки и едут на чужих за плату или… заготавливают на реке Волошове свои собственные лодки. Назад, обменяв рыбу по большей части на хлеб, они ещё с большими трудностями, перевозя хлеб на наёмных лошадях через волок, поднимаются вверх по р. Ваме». Не случайно на Водлозере так популярна была идея строительства канала на месте волока. Кстати, первый проект канала Онежское озеро - р. Онега через Водлозеро составил ещё в 1778 г. один из пудожских купцов. При всей своей изнурительности путь «из водлозёр в каргополы» имел для первых один плюс - он способствовал культурному обмену с более богатыми восточными соседями. Возможно, свидетельством о древних контактах водлозёров с кенозёрами на семейном (родовом) уровне является известная легенда о сватовстве Пречистенского и кенозерского водяных к дочери Ильинского водяного.
Водные пути из Каргополья в Пудожье использовались не только в хозяйственных, но и в военных целях. В этом отношении показательно предание о походе каргопольского князя Святослава (другой вариант-Вячеслава) за данью в Пудожье и битве с чудью.
Князь разбил чудь на Водлозере, но оставшиеся в живых ему отомстили: когда зимой он возвращался с данью к себе домой, заманили его на лёд озера и утопили со всей дружиной. Возможно, как считает петрозаводский историк Ю. Жуков, это предание навеяно неудачными попытками каргопольцев установить свой контроль над Пудожьем. Может быть, конкретно имеется в виду белозерский князь Вячеслав, который, по каргопольским источникам, разбил «чудь белоглазую» в XII в. О возможных событиях того же порядка может свидетельствовать и предание шелтозерских вепсов о поражении «чудского князя» Аминты под Каргополем и о бегстве предков шелтозерцев на лодках через Онежское озеро на его западный берег.
В XIV в. Кенский волок мог быть использован во время похода (1340 – 1342г) сына новгородского посадника Луки Варфоломеевича со своими боевыми холопами в Заволочье, где он разгромил станы ростовских колонистов и поставил Подвинье под контроль Великого Новгорода. Во время феодальных междоусобиц XV века земли к востоку от Онежского озера пострадали от противоборствующих сторон. В 1447г., спасаясь от великого князя Василия Темного, Дмитрий Шемяка с остатками своих войск, прихватив с собой можайского князя Ивана, заложницу мать Василия Темного и московскую казну, разорил оба края. «За Волоком Онего и Каргополь и Пудогу повоеваша и разграбиша шестники».
Но особенно суровому испытанию подверглись Каргополье и Пудожье во времена Смуты (начало XVII века). В 1612 году поляки и литовцы осадили Каргополь , но смогли разорить только посад. После этого они ушли в Шальскую волость, где действовали до осени 1613г. В октябре 1613 г. возникла угроза захвата Восточного Обонежья. В панике пудожские старосты и целовальники направили гонца Мордвинова с казаками в Каргополь к князю Ивану Андреевичу Дашкову, воеводе Алексею Ивановичу Зюзину и дьяку Богдану Ивановичу Губину, а также к старосте и целовальнику и всем живущим людям, со слезным прошением: «И вам бы, господа, нас врагам не подати, а стать бы вместе на литовских людей и засеки, где пригоже крепить, а воров бы в поречьея не пропустить».(Имеются в виду земли по р. Водле с притоками – А.К.) Однако Каргополь, сам пострадавший от польско- литовских интервентов и запорожских казаков – «черкас», не смог оказать помощь соседям. Пудожский погост, не имевший оборонительных сооружений, был захвачен «панами», как прозвали в нашем крае захватчиков. Многие деревни были разорены, жители – убиты. Пудожане думали отсидеться за «большими перегонами», уповая на бездорожье, леса и болота, но – не вышло.
Во второй половине XVII века Пудожский край стал одним из центров старообрядчества в России. В 1694 году братья Денисовы и их идейные последователи основали знаменитую Выговскую пустынь, Выгорецию, охватившую в том числе часть территории на севере нынешнего Пудожского района. А незадолго до этого, в 1693 году, многочисленные приверженцы «древлего благочестия» построили недалеко от Пудожского погоста Рогозерскую пустынь. По некоторым данным, здесь собралось более одной тысячи раскольников, пришельцев из самых разных мест. Не последнюю роль среди них играли каргопольцы. Из « Отписки олонецкого воеводы Леонтия Стрешнева в Новгородский приказ по делу о раскольниках Пудожского погоста»: «... в той пустыни построена у них изба о пяти житьях, а в той…избе каргополцов мужеска полу болши 100 человек». С Рогозера раскольники совершили поход на Пудожский погост, завершившийся 12 августа 1693 г «гарью» - самосожжением. Количество жертв «гари» - от 800 до 1500 чел., по разным источникам. Среди них, очевидно, и те самые каргопольцы. К слову сказать, среди руководителей и вдохновителей пудожского мятежа 1693 г выделяется колоритная фигура соловецкого выходца старца Иосифа (Иосифа Сухого, по некоторым источникам). В 1684 г. он уже был « гарщиком» в местечке Доры Каргопольского уезда, но проявил малодушие и был «выволочен» из огня. Затем попал под следствие церковных властей и оказался в каргопольском Спасо-Преображенском монастыре. После притворного покаяния Иосиф покинул стены обители и отбыл за пределы Каргополья. Встречался с известным проповедником «огненного крещения» Игнатием и просил у него прощения. Именно Иосиф, по всем признакам, отдал приказ о самосожжении пудожских старообрядцев в д. Строкина. После образования Выгореции в конце XVII в. сюда стало стекаться множество противников «Никоновых новин». Среди них были и каргопольцы. Об одном из них стоит сказать особо. Это старец Варлаам, в миру - Василий Быков. В сочинении Ивана Филиппова «История Выговской пустыни» о нём сказано: «Из Каргополя ушел в андоморецкие пустыни и в водлозерские». В Выгореции Варлаам был келейником соловецкого старца Германа, жил в Тамбичозерском скиту. За пропаганду своего учения оба были схвачены по доносу пудожгорского попа, в оковах отправлены в Новгород. Там их «на жестоких допросах держали», а они «стояли крепко». Затем их выслали в разные монастыри, они оттуда бежали, снова встретились и вернулись на Выг. Поселился Варлаам в Кодозере, и «многие люди к нему приходили, он же их учил и укреплял в вере и мужестве». Приходили к нему также на крещение и покаяние. После разорения Выгореции в середине XIX в. связи пудожских и каргопольских старообрядцев сохранились. Особенно это касается сектантов-бегунов (они же- скрытники, или странники). Известны случаи, когда пудожские бегуны вели пропаганду своих взглядов в Каргополье. Один такой эпизод описан в газете «Олонецкие епархиальные ведомости» за 1903 г.(№24): «В отчетном году несколько странников – первостатейников Пудожского прихода Пудожского уезда поселились в Верхне-Чурьегском приходе Каргопольского уезда . Здесь они на свой счет устроили несколько избушек . Хозяевам домов, к которым пристроились, платят хорошо. После споров со статейниками… в мае месяце они начали совращать в свой толк филипповцев и православных. С этой целью устраиваются продолжительные богомоления, на которых поют две молодые девицы. Посетителей молений поражают строгостью поста и множеством поклонов». В свою очередь и каргопольские сектанты чувствовали себя свободно среди пудожских братьев по вере.
С Каргопольским уездом связано еще одна страница истории религии в нашем крае . Речь идет об иеромонахе Иннокентии. Этот человек возглавлял православную секту в Молдавии или, как тогда говорили, в Бессарабии. Был выслан в 1912 г. в Муромский мо- настырь, куда вслед за ним устремились многие сотни его почитателей. В феврале 1913года они вместе со своим «пророком» были высланы из монастыря на восток, имея пунктом назначения ст. Няндома. Именно на каргопольской земле была поставлена точка в этой трагедии. 16 февраля 1913г. Иннокентий со своими ближайшими сподвижниками был арестован недалеко от деревни Печниково. В Каргополь были стянуты полицейские силы, прибыл вице-губернатор Шидловский и прокурор. Как только сюда поступили иннокентьевцы, сперва 200 человек на подводах, затем еще 600 человек пешим ходом, им была оказана медицинская помощь, с ними встретился епископ Варнава, организовал первую помощь и благословил их в путь на родину.
Начиная с установления волоков, экономические связи Каргополья и Пудожья вряд ли прерывались. Они проявлялись в разных формах, но прежде всего в торговле. Первые сведения об этом относятся к XVII в, когда крестьяне Нигижемской волости отвозили лён и другие товары «в Каргополь и на иные ярманки». В свою очередь, каргопольские купцы были постоянными участниками пудожских ярмарок, чему есть масса примеров.
Вот некоторые факты, взятые из "Олонецких губернских ведомостей"
за соответствующие годы: 1880 г.-Пречистенская ярмарка в Нигижме-2 торговца из Каргополья; 1881 г.-Никольская ярмарка в Пудоже-10 торговцев; 1883 г.-та же ярмарка-9 торговцев, 1886 г.-Покровская ярмарка в Корбозере-5 торговцев; 1892 г.-Пречистенская ярмарка в Колодозере-5 торговцев. И так далее.
Чем торговали наши восточные соседи? Самые распространённые товары- хлеб, изделия из глины (игрушки, посуда), лошади и т. д. И в XX в. каргопольские торговцы были желанными гостями в нашем городе. Вот воспоминания Л. П. Глазачевой, относящиеся к 1925-1928 гг.: «Зимой…проводилась Никольская ярмарка. Много товаров привозили каргополы: облитую глиняную посуду, глиняные расписные игрушки, свистульки, добротные полушубки из овчины, белые фетровые валенки выше колен, мешки с сухой репой (лакомство для детей), репчатым луком». В свою очередь пудожане продавали в Каргополье меха, рыбу и т.д. Интересно, что знаменитого водлинского налима наши восточные соседи «нипочём не ели», а соответственно и не покупали. В отдельные годы, например, в 1910 г. кенозеры покупали хлеб у пудожан .
Отдельный разговор – хозяйственные связи Водлозерья с Каргопольем. Географически больше тяготея к Кенозерью, водлозеры вели активную торговлю с ним по водным путям, продавая рыбу и покупая у восточных соседей все необходимое. Даже кремни для добывания огня и для ружей сюда привозили с Кенозера и средней Онеги. Очевидно, после запустения волоков на повестку дня встал вопрос о постройке сухопутной дороги, которая бы надежно связала оба края. Еще в XVIII в. пудожский городничий Христиан Бидберг подал рапорт олонецкому губернатору о необходимости постройки прямой дороги на Каргополь на основании прошений от пудожских купцов, мещан и крестьян. Такой дорогой стал Каргопольский тракт, который каргополы называют Пудожским. Когда он был построен, неизвестно, но в XIX веке эта дорога активно использовалась и для хозяйственных нужд, и для почтовой связи. Ездили по ней и административные власти самого высокого ранга, как в 1892 г, когда Великий князь Владимир Александрович проехал в восточном направлении для «обозрения войск». Ездили и церковные власти, и просто путешественники.

Переведите в километры!
«Переведите в километры!» на Яндекс.Фотках

В годы Великой Отечественной войны Каргопольский тракт стал своеобразной дорогой жизни для пудожан. Помимо военных грузов, по нему поступало продовольствие в прифронтовую зону. А в противоположном направлении шел поток эвакуированных. В феврале 1941г. Совнарком Карело-Финской ССР принял специальный указ, в котором ставилась задача привести в круглогодичное проезжее состояние автодорогу Медвежьегорск-Пудож-Архангельская область. 30 июня 1941г. бюро Пудожского райкома партии объявило массовый выход населения района со 2 по 6 июля на дорожное строительство. Подобные акции предпринимались и позднее. К обслуживанию дороги привлекался также контингент 14 Пудожского отделения Беломоро-Балтийского комбината, т.е. заключенные. Что касается эвакуации населения из оккупированных районов Карелии, то в1941г. в наш район прибыло 50 тысяч человек, из которых значительная часть проследовала дальше в направлении Каргополя. Зимой 1941-1942гг. Каргопольский тракт неоднократно бомбили и обстреливали финские самолеты, в том числе автоколонны и одиночные автомашины, повозки колхозников. Весной 1942 года ,когда в Пудожском районе наступил голод, через Каргопольский тракт была оказана продовольственная помощь. 100 тонн муки со станции Няндома автотранспортом доставили в Пудож, тем самым от голодной смерти были спасены многие жители района и эвакуированные. В годы войны каргополы и пудожане вместе воевали против общего врага. Осенью 1942 года Каргопольский и Пудожский истребительные батальоны обнаружили и после преследования ликвидировали немецкую разведгруппу в районе станции Коноша. В рядах партизанских соединений вместе с пудожанами воевало немало каргополов. Среди них пулеметчик 2 партизанского отряда Пономарев А.Ф.(уроженец Лёкшмозера), Аборин А. И., Шилов А. В. (оба из Каргополя) и т. д. В мае 1942 года 1 партизанская бригада Карело-Финской ССР пешим порядком прошла по Каргопольскому тракту до станции Няндома, а оттуда в район Сегежи. И после окончания Великой Отечественной войны Каргопольский тракт помогал пудожанам. Например, когда в 1958 году Приреченский лесопункт остался без топлива, а проехать в Пудож не было возможности, т.к. дорога была совершенно разбита, то горючее завезли из Каргопольского района и тем самым спасли наше предприятие от больших проблем. В память об этом одна из улиц п.Кривцы названа Каргопольской. К сожалению, где-то с 1960-х годов дорога постепенно стала приходить в упадок и постепенно соседний район стал для пудожан недоступен. Изредка пешком из Колодозера люди ходили по некогда оживленной магистрали до ближайшей каргопольской деревни.
И все-таки Каргопольский тракт возродился. Несколько лет назад дорожные строители отремонтировали непроезжий участок дороги на стыке двух районов, и сейчас мы за 2-3 часа (165км) можем добраться до Каргополя. А в память о событиях, связанных с Каргопольским трактом, не мешало бы вернуть это название на карту города.

Дорога на Каргополь- будто роман...
«Дорога на Каргополь- будто роман...» на Яндекс.Фотках

Еще один аспект исторических связей Каргополья и Пудожья - это религиозные контакты. Оба уезда входили в Олонецкую епархию, управление которой находилось в Петрозаводске. Это вынуждало каргопольских иерархов по служебным делам ездить туда через Пудожскую территорию. А по пути они проводили совместные с пудожанами богослужения, посещали Муромский монастырь, встречались с верующими. Среди множества примеров тому я приведу лишь два.
В феврале 1914года епископ Каргопольский Варсонофий выехал из Каргополя в Петрозаводск. По дороге посетил Колодозерский, Сумский, Кулгальский, Коловский приходы и Кривецкую приписную церковь. Везде « говорил поучения», экзаменовал детей. В Пудоже ночевал у купца Н.А.Базегского. 6 февраля Варсонофий совершил литургию в Пудожском Свято-Троицком соборе в сослужении с местным священником В. Разумовым. В тот же день он выехал в Муромский монастырь, по пути посетив церкви в Нигижемско-Пречистенском погосте и Гакугсе. 7 февраля Варсонофий, уже в стенах монастыря, совершил молебен в честь преподобных Лазаря и Афанасия, осмотрел обитель и беседовал с братией. В тот же день посетил Нигижемско-Георгиевский храм и церковь Александра Невского в деревне Семеново. Еще пример:19 августа 1911 г. в селе Шала преосвященный Варнава, Викарий Каргопольский, совершил освящение ремонтируемого храма во имя Преображения Господня. Прибыл в Шалу из Пудожа… В Шале остановился у местного священника. Служили с ним в церкви протоиерей Каргопольского собора В.Петров, наместник Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Августин, пудожский священник П.Глазачев и местный священник М.Попов.

Церковь Рождества Богородицы
«Церковь Рождества Богородицы» на Яндекс.Фотках

В истории Пудожья и Каргополья оставили свой след многие замечательные люди. Некоторых я уже называл. Приведу еще несколько фамилий. В.Л.Абрамов родился на р.Онеге. В юном возрасте отправился продолжать образование в Пудоже (1908-1909гг.), в местную школу, точнее высшее начальное училище. Окончив его, поступил в учительскую семинарию, затем – военную академию имени Фрунзе. В годы Великой Отечествуенной войны командовал дивизией и корпусом, получил звание генерал-майора. Автор интересной книги «Годы странствий», в которой рассказывает о своих детских годах. В.М.Касогледов, болгарский врач, революционер, в начале ХХ в. проживал и работал в Каргополье, сперва- в Усть-Моше, затем в Бережной Дуброве (1918-1920гг.В 1920-1923гг. трудился в Пудожской больнице. Активно участвовал в общественной жизни нашего города. К.А.Докучаев-Басков, известный каргопольский краевед-историк, немало сделал и для изучения Пудожского края. В 1886г. в журнале «Христианское чтение» опубликовал очерк «Муромский монастырь». Как он сам пишет: «В 1873 г. вброд переходил р.Рагнукса в 8 верстах от славного града Пудожа, в 18-ти от жалкой деревни Сарозеро – и чуть не утонул…» К сожалению,его творческое наследие нам, пудожанам, пока мало известно. Прямое отношение к Каргополью имеет пудожский священник Иоанн Георгиевский, автор интереснейшего описания нашего края середины Х1Хв. К сожалению, эта работа пока существует в рукописном варианте (70 страниц). Лишь отдельные фрагменты печатались в «Кижском вестнике». Георгиевский родом, очевидно, из самого Каргополя, здесь окончил духовное уездное училище. В 1828 году стал священником Шальской Преображенской церкви, а затем Пудожской Троицкой. В 1916 г. в Каргополь был переведен из Пудожа П.Э. Мудров. У нас он занимал должность председателя уездной земской управы, много сделал для развития школьного дела, был горячим пропагандистом пчеловодства. В Каргополе Мудров был утвержден в должности председателя комитета улучшения народного труда. Дальнейшая его судьба мне неизвестна.
Надеюсь,что факты, которые я изложил, лягут в основу более широких научных или краеведческих исследований и получат свое дальнейшее развитие. А это в свою очередь, поможет нам, пудожанам, больше узнать о наших восточных соседях, активнее развивать культурные и экономические связи с ними.
 
 
 
pvn123  Мыслиpvn123 on May 6th, 2010 05:21 pm (UTC)
Спасибо. Интереснейший материал.
Церковь Рождества Богородицы - редчайшей красоты. Каменный узор делает ее непохожей на новгородские.
pudogapudoga on May 6th, 2010 06:02 pm (UTC)
Спасибо, передам автору!
petrredseapetrredsea on January 29th, 2011 11:32 am (UTC)
Здравствуйте
Не могли бы подсказать в Петровском Яме рядом с Пудожью какое подразделение ББК стояло?
pudogapudoga on January 29th, 2011 11:36 am (UTC)
К сожалению, не знаю...Попробую у историков спросить...
petrredseapetrredsea on January 29th, 2011 05:21 pm (UTC)
По моим сведениям во время войны в Петровском Яме были расположены сам поселок и рядом санитарный городок ББК.
pudogapudoga on February 2nd, 2011 05:50 am (UTC)
Ваши вопросы я передала автору статьи, Александру Григорьевичу. Будем ждать ответов. В.М.
petrredseapetrredsea on February 2nd, 2011 06:38 am (UTC)
Спасибо большое. Может быть у него есть карта крупная района или может самого п. Петровский Ям в 1930-1940-е годы.
pudogapudoga on February 2nd, 2011 06:59 am (UTC)
Спрошу. Карту 1930-х годов можно спросить в Районном музее.

музей
Адреса электронной почты:
pudmuseum@onego.ru
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
petrredseapetrredsea on February 4th, 2011 03:38 pm (UTC)
Re: Петровский ям
Так ссылка которую я вам отправлял http://az.lib.ru/s/sluchewskij_k_k/text_0100-1.shtml как раз и есть книга. Но как я уже писал там практически ничего нет о П.Я.

: "На противоположном берегу в ясном свете северной полуночи, словно освещенная голубоватым электрическим светом, видна была новенькая, современная дороге, очень красивая часовня, походящая более на церковь, чем на часовню, и несколько строений. Все они возникли исключительно в силу священных воспоминаний о Петре, потому что поселения не было здесь никакого до 1879 года; часовня освящена в 1882 году."

Вот и все, иллюстрации да есть, спасибо, нашел две картинки (посёлок, часовня). Но по ним трудно судить где конкретно, что находилось.
pudogapudoga on February 5th, 2011 06:24 am (UTC)
Re: Петровский ям
Да,только что посмотрела. Спасибо, пошлю своим знакомым.
petrredseapetrredsea on February 4th, 2011 03:42 pm (UTC)
Re: Петровский ям
Там еще про ужин есть))) "Переехав Выг, Великий Князь посетил часовню. За предложенным от земства при трех представителях его ужином беседа была посвящена исключительно памяти Петра Великого. Петровский ям и Петров день обусловливали это".
petrredseapetrredsea on January 29th, 2011 05:26 pm (UTC)
Вы писали: " Осенью 1942 года Каргопольский и Пудожский истребительные батальоны обнаружили и после преследования ликвидировали немецкую разведгруппу в районе станции Коноша." нет ли более полной информации по этому моменту? Я так понимаю не немецкую а финскую группу.
pudogapudoga on January 29th, 2011 07:17 pm (UTC)
Буду спрашивать у местных историков.
petrredseapetrredsea on February 5th, 2011 08:29 pm (UTC)
Про Петровский Ям
немножко написал по теме моего исследования. Может вас заинтересует
http://petrredsea.livejournal.com/9163.html
pudogapudoga on February 6th, 2011 02:53 pm (UTC)
Только что позвонил Александр Григорьевич, сказал, что данные он брал в статье Е.Нилова из газеты "Пудожский вестник" 1987 года, №46.Есть ли у Вас доступ к этой газете? А то я найду газету в редакции и сделаю для Вас копию. Вашу последнюю информацию я передала по телефону, он очень заинтересовался. В.М.
petrredseapetrredsea on February 7th, 2011 06:54 am (UTC)
Не могу найти в инете такой газеты. Может у вас есть какая либо ссылка на эти статьи в электронном виде?
Если нет, то пожалуйста отправьте на мой электронный адрес отсканированные копии.

pudogapudoga on February 7th, 2011 07:08 am (UTC)
И не найдёте. Кто их загружал? В течение недели постараюсь сделать.В Петрозаводске в Публичной библиотеке-то есть, несомненно.
(no subject) - hyozec on February 7th, 2012 07:12 am (UTC) (Expand)
pudogapudoga on February 7th, 2012 03:43 pm (UTC)
Спасибо!
(no subject) - sawqilaz on February 19th, 2012 12:42 pm (UTC) (Expand)
pudogapudoga on February 19th, 2012 07:02 pm (UTC)
Спасибо Александру Григорьевичу, нашему исследователю!